Все неисправности в системе турбонаддува вызваны в общем-то двумя причинами – несвоевременным и некачественным проведением технического обслуживания автомобиля, либо эксплуатацией его в предельных режимах. В подтверждение сказанного отметим, что у машин, купленных новыми в автосалоне и обслуживаемых по гарантии в дилерском сервисе, проблем с турбонаддувом в подавляющем большинстве случаев не возникает. Регулярные ТО по технологии производителя машины и применение сертифицированных материалов (масел, фильтров и т.д.) обеспечивают турбокомпрессору надежность и безотказность.
Но вот при покупке подержанной машины могут быть проблемы – неизвестно как эксплуатировал и обслуживал свой автомобиль прежний владелец. Поэтому после первичного осмотра такой машины перед ее покупкой обязательно стоит заехать на диагностику в специализированный автосервис. И еще одно важное напоминание: большинство отказов турбонаддува вызвано проблемами вне турбокомпрессора! Если турбокомпрессор поврежден, то перед его ремонтом или заменой очень важно найти и устранить причину поломки. Возможно, виноват двигатель. Если не устранить его неисправность, новый турбокомпрессор, установленный вместо дефектного, быстро выйдет из строя. Иногда это происходит в первые же секунды после запуска мотора. Любой ремонт турбокомпрессора должен осуществляться только в специализированной мастерской, поскольку для этого требуются специальные знания, умения и оборудование. Кроме того, при выполнении любых работ с агрегатом должна быть обеспечена идеальная чистота, поскольку даже одна песчинка, попавшая в турбокомпрессор, может вывести его из строя. Поэтому у владельцев машин с турбированными двигателями есть повод призадуматься над тем, как эксплуатировать и где обслуживать свои автомобили.
Признаки и причины неисправности
Признак 1: Выброс из выхлопной трубы прогретого мотора синего дыма при интенсивном разгоне и его исчезновение при постоянных оборотах двигателя. Причина: Сгорание масла, попадающего в цилиндры двигателя из-за его утечек в турбокомпрессоре. Признак 2: Черный цвет выхлопных газов. Причина: Сгорание обогащенной смеси вследствие утечек воздуха в нагнетающих магистралях и/или интеркулере. Неисправность системы управления ТКР или его повреждение. Признак 3: Белый цвет выхлопных газов. Причина: Засорение сливного маслопровода турбокомпрессора. Признак 4: Увеличенный расход масла (от 0,2 до 1,0 литра на 1 тыс. км), следы его подтекания на турбине, на стыках патрубков воздушного тракта. Причина: Засорение канала подачи воздуха, сливного маслопровода и/или закоксовывание корпуса оси ТКР. Признак 5: Ухудшение динамики разгона машины. Причина: Недостаточное поступление воздуха в двигатель из-за неисправной системы управления ТКР или его повреждение. Признак 6: Шум (свист) при работающем моторе. Причина: Утечка воздуха между выходом компрессора и двигателем. Признак 7: Скрежет при работе турбокомпрессора. Причина: Трещины и/или деформации корпуса турбины, касание лопастей о края трещин. Поломка сигнализирует о скором выходе ТКР из строя. Признак 8: Повышенная шумность работающего турбокомпрессора. Причина: Засорение подающего маслопровода, увеличенные осевой и радиальный зазоры ротора и/или его затирание о корпус турбины. Признак 9: Повышенный расход топлива, увеличенная токсичность выхлопа. Причина: Засорение воздушного фильтра и/или канала подачи воздуха к ТКР. Признак 10: Утечки масла на корпусе турбины со стороны компрессора. Причина: Закоксовывание корпуса оси турбины, нарушение в работе системы смазки, повреждение ТКР. Признак 11: Эффект турбоямы, задымленность моторного отсека и/или салона авто (в момент запуска двигателя под капот выбрасывается облачко черного дыма). Причина: Трещины в зоне седла байпасного клапана турбины, приводящие к утечке газов.
Карта поиска неисправностей турбокомпрессора
А
|
Двигатель глохнет при разгоне
|
Б
|
Недостаток мощности двигателя
|
В
|
Черный выхлоп
|
Г
|
Чрезмерный расход масла
|
Д
|
Голубой выхлоп
|
Е
|
Шум в турбокомпрессоре
|
Ж
|
Повторяющийся звук в турбокомпрессоре
|
З
|
Утечка масла через уплотнение компрессора
|
И
|
Утечка масла через уплотнение турбины
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
Ж
|
З
|
И
|
Причина
|
Способ устранения
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
Элемент воздушного фильтра забит
|
Замените фильтрующий элемент
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Помехи во впускном канале компрессора
|
Удалите помехи или замените поврежденные детали
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
Помехи в выпускном канале компрессора
|
Удалите помехи или замените поврежденные детали
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
Помехи во впускном коллекторе двигателя
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя удалите помехи во впускном коллекторе двигателя
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Утечка воздуха в канале, соединяющем воздушный фильтр и впускной канал компрессора
|
Либо замените прокладки, либо подтяните соединение
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Утечка воздуха в канале, соединяющем выпускной канал компрессора и впускной коллектор двигателя
|
Либо замените прокладки, либо подтяните соединение
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Утечка воздуха в соединении впускного коллектора и двигателя
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя либо замените прокладки, либо подтяните соединение
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
Помеха в выпускном коллекторе
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя удалите помеху
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
Помеха в выпускной системе
|
Либо удалите помеху, либо замените неисправные элементы
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
|
Утечка газов в соединениях выпускного коллектора и двигателя
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя либо замените прокладки, либо подтяните соединение
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
|
Утечка газов из входного канала турбины в соединении с выпускным коллектором
|
Либо замените прокладку, либо подтяните соединение
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Утечка газов в системе после выпускного канала турбины
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя исправьте утечку газов
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
Помехи в сливной гидролинии компрессора
|
Либо удалите помехи, либо замените патрубок сливной гидролинии
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
Помехи в системе вентиляции картера двигателя
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя удалите помехи из системы вентиляции
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
Картридж турбокомпрессора либо закоксован, либо в нем произошло отложение осадка
|
Замените масло, масляный фильтр и отремонтируйте или замените турбокомпрессор
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Топливная система либо вышла из строя, либо плохо отрегулирована
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя отрегулируйте топливную систему и замените поврежденные детали
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Некорректная работа распредвала
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя замените изношенные детали
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
Изношены либо поршневые кольца, либо цилиндры (прорыв газов)
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации отремонтируйте двигатель
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
Внутренние неполадки в двигателе (клапаны, поршни)
|
В соответствии с инструкцией по эксплуатации отремонтируйте двигатель
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Грязь пригорела к колесу компрессора или к лопастям диффузора
|
Очистите колесо, найдите и удалите источник грязного воздуха, замените масло и масляный фильтр
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
Поврежден турбокомпрессор
|
Определите причину повреждения и замените турбокомпрессор
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Неисправность перепускного клапана
|
Проверьте правильность работы перепускного клапана и его привода
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокое давление наддува, отключение зажигания
|
Проверьте правильность работы перепускного клапана и его привода, замените неисправные детали
|
|